Именно с этих слов, высказанных ещё в прошлом веке художником и писателем Николаем Константиновичем Рерихом, мы и начали нашу беседу с учительницей Зубутли-Миатлианской школы Зарият Магомедзайидовной Магомедовой.
— Это кто как воспринимает свою судьбу, — задумчиво и медленно высказалась Магомедова. – Одни день изо дня просто делают своё дело, как можно качественнее, другие же идут на нелюбимую работу как на ежедневную пытку. Все зависит от того, любит ли человек то, чему он посвятил свою жизнь. На мой взгляд, в нашей школе случайных людей нет.
Каждый учитель, который приходит в наш коллектив, придерживается совета, сказанного некогда Бауржаном Тойшибековым: «Знание — это то, что полностью остаётся при тебе даже после того, как ты полностью передал его другому».
Мои коллеги своим воспитанникам всегда стараются внушить, что жизнь стоит на трёх китах – это родители, родина и вера. Они призывают молодое поколение свято чтить родителей, не предавать Родину и отстаивать свою веру, где бы они не жили. Поэтому мы всегда и с воодушевлением рассказываем ученикам историю своей страны, своего посёлка. Учим их отвечать за свои поступки и дела. Ведь каждый из них отвечает за нашу любимую Республику, за наш прекрасный Дагестан! Призываем не позорить свою Родину неблаговидными поступками и словами, а также беречь своё доброе имя!
— Я знаю от Ваших коллег, что Вы окончили Дагестанский государственный университет, факультет дагестанской филологии. В этой школе ведёте уроки литературы, можно сказать, всю свою сознательную жизнь, так как родились и учились здесь.
Мне хотелось бы с Вами поговорить о роли литературы в формировании личности. Я, готовясь к встрече с Вами, выписала высказывания Константина Рериха: «И в сказках, и в былинах, и в великих творениях наших поэтов и литераторов действительно находятся те жемчужины, о которых так неотложно нужно напоминать народному (особенно детскому) сознанию. В них есть всё то, что нужно для исцеления сердца народа. Произведения классиков всегда свежи, ибо они рождались из великой самоотверженной любви и помогали народу в трудных его путях»…
— Полностью согласна с этой выдержкой. Об этом же ещё писали великие писатели Лев Николаевич Толстой и Алексей Максимович Горький.
К сожалению, современные дети мало читают, и немаловажным фактором здесь является языковый барьер. В годы моей молодости русский язык дагестанские дети знали намного лучше, нежели сейчас. Благодаря русским учителям – низкий поклон им за просветительство!
Давно и всем известно, что те дети, которые посещают дошкольные учреждения, намного опережают в своём развитии тех, кто сидит дома с бабушками и дедушками, но с садиками у нас в районе большие проблемы.
— Я думаю, многое зависит от того, какие у ребенка родители и бабушки с дедушками.
К сожалению, сейчас многие молодые родители сами толком не учились, поэтому стараются, чтобы их дети, особенно, девочки, просто удачно вышли замуж. Я знаю даже семью, где сын учился в институте, давая взятки профессорам. Поэтому дипломированных людей много, а хороших специалистов днём с огнём не сыщешь.
— Не хочу с Вами спорить, жизнь вносит свои коррективы. К слову, в нашей школе много уделяется времени и внимания на литературу. Мы постоянно проводим недели русского языка и литературы, лингвистические парады, многие наши ученики участвуют в Международном литературном конкурсе «Проза-детям». Уже есть определённые результаты.
Много призёров. Самое главное, что дети сели за столы и сами сочиняют различного жанра произведения.
Мы в свою школу приглашаем писателей. Частой гостьей является писательница Вера Ивановна Львова. Её произведения являются хорошими образцами российской литературы.
«Праздник букваря», дни школьного театра, конкурсы чтецов, художников – это уже традиционные мероприятия.
— Мне кажется, на Ваши слова очень точно ответил Николай Рерих: «А что, если бы сделать нашим людям усилие, отбросить всю шелуху и наросшую шершавость и опять сойтись в труде? А в этом помогут книги. И не только по-русски требуются эти маленькие книги. Их нужно выпускать на разных языках, в общедоступных изданиях, чтобы проникли они в народные толщи туда, куда не дойдёт толстая, дорогая книга. Пусть они, эти жемчужины, сделаются совсем доступными и проникнут … – туда, где ждут печатное слово.
Нужно сказывать множеству различных людей мысли и древние, и новые, ибо все они говорят о том же, что и не древне, и не ново, но вечно. Хотя бы взять сказку про Василису Прекрасную… Ведь её всякий поймёт: и индус, и араб, и китаец, а это еще один мост взаимопонимания – радушный, воздушный, но и прочный – соткётся.
Такие же совершенно общедоступные отрывки сокровищ восточной и западной мудрости должны быть даваемы и по-русски. Все эти красоты должны быть широко даны всем народам и, как в звуках и красках, так же соединить их в слове звучащем. Главное – это общедоступность…
Обеднело человечество и оскудело… Быль должна обратится в сказание, а из сказания должна вырасти сказка. Жизнь – прекрасная сказка».
А ведь было это написано еще в 1935 году, а будто для сегодняшнего времени.
— Полностью согласна с Николаем Константиновичем.
— Я вот еще о чём хотела с Вами поговорить. Один мой знакомый профессор утверждает, что дети должны быть заняты «под завязку»: занятием в различных полезных кружках, приготовлением уроков и репетиторами, которые им в этом помогают, чтением книг, хобби, одним словом, чтобы на всякие дурные мысли и дела у них не оставалось ни секунды времени.
— Самостоятельность – самостоятельностью, но я с Вашим профессором вполне согласна. Лучше подстраховаться, чем пустить воспитательный процесс на самотёк.
— Зарият Магомедзайидовна, хочу поздравить Вас с очередной наградой – на днях профессор Санкт-Петербургской академии русской словесности и изящных искусств имени Державина Вера Львова вручила Вам памятную медаль «Мудрая сова» за вклад в просветительской деятельности. Я Вам желаю успехов в благородном педагогическом труде!
– Спасибо за добрые слова.