ЗАКОН ТРЁХ «О»

Версия для печати

Вера ЛЬВОВА

Фото автора

Я вспоминаю, как после референдума о статусе Крыма, на основании результатов которого была в одностороннем порядке провозглашена независимая Республика Крым, подписавшая с Россией договор о вхождении в состав РФ, в российских школах прошли разного рода мероприятия, поддерживающие решение крымчан жить самостоятельно в составе России,меня пригласили выступить в Зубутли — Миатлинской школе.

Когда я зашла в класс, то увидела, как невысокая, стройная, приятная на вид немолодая  учительница говорила школьникам о том, как теперь рады крымские пенсионеры, которые находились буквально на грани выживания. Как довольны выпускники школ и студенты, имеющие возможность учиться в различных российских вузах. Учительница говорила тихо, вдумчиво, в классе стояла мёртвая тишина. Даже к горлу подкатывался ком, глаза увлажнились.  Я была очарована ею. Захотелось поближе с ней познакомиться.

Зиярат Абдухалимовна Хабирахманова всю свою сознательную жизнь преподает русский язык и литературу. Её обожают ученики. Она одна из первых педагогов,  у которой  нетрадиционные уроки. Зиярат Абдухалимовна  работает по правилам: учиться у того, кого любишь и кому веришь, легко и приятно. Она даёт понять своим ученикам, что верит в их способности, поэтому они всегда участвуют в различных литературных конкурсах, олимпиадах и весьма удачно. Призывает не отступать перед трудностями, ведь достижение любой цели требует усилий.  Еще Наполеон говорил: «Сдавшихся больше, чем проигравших». Она постоянно напоминает им, что достижение цели в их руках!

«Как вы добиваетесь таких хороших результатов?» – поинтересовалась я у неё.

«Я приучаю детей любить литературу, благодаря закону трёх «О» – очаровать, окрылить, обворожить. При чтении книг необходимо, чтобы ребёнок в первую очередь начал сопереживать главному герою, а его недругов начал ненавидеть», — последовало в ответ.

Каждое произведение решает разные задачи, и главное  для учителя — научить ребёнка анализу. Конечно, с сильными классами работать одно удовольствие, но что делать, когда приходят в школу дети не подготовленные, без хорошего знания русского языка. Тут в ход идут различные викторины. К примеру, ученик должен в трёх предложениях за считанные минуты доказать, что главный герой ему симпатичен.

«При ответе  отмечаю каждый результат, даже если это еще не конец этапа. Любая, даже маленькая, победа является хорошим стимулом для продолжения работы, поднимает самооценку», — подчеркнула педагог.

Зиярат Абдухалимовна  в детстве хотела быть врачом, но стала учителем. Хрупкая, миниатюрная, она в первое время к детям шла с опаской. Но с годами опыта набралась, выучила по двадцать стихотворений каждого автора,  и, кроме литературы,  увлеклась еще краеведением. Ведет в школе кружок «Юный краевед». Сняла фильм «Моя малая родина», пишет статьи о своих земляках.

«Сегодня для учителей созданы все условия, —  делится Зиярат Абдухалимовна  своими мыслями, — есть методички, есть Интернет, есть фильмы, есть музыка, под которую ученик может читать стихи. Только не стоит лениться».

Особенное внимание она уделяет творчеству дагестанских писателей и поэтов.

«А как настроить ребёнка на позитивное отношение к учебе?» «Надо интересоваться не только школьными оценками ребенка, но, прежде всего,  его отношениями с одноклассниками: «Ты ничего не рассказываешь о своем друге. Как у него идут школьные дела? Мне очень интересно знать о тебе и твоих одноклассниках… Знаешь, мне до сих пор приятно общаться со своими одноклассниками. Я всегда в курсе их проблем и удач». Желательно демонстрировать ребенку связь его школьных знаний с жизненными и профессиональными задачами: «Если бы я не учила литературу, я не смогла бы поддержать разговор с твоей учительницей и чувствовала бы себя крайне глупо».

Необходимо ребенку помочь в  распределении времени для отдыха и для выполнения школьных заданий. Порой ребенок «переносит» негатив на домашние задания и школу только потому, что он утомляется. Грамотный распорядок дня способен решить эту проблему. Родителям нужно рассказывать  детям о своей работе и коллегах положительно: «Несмотря на проблемы и ссору в коллективе, я рада, что имею возможность демонстрировать свои способности в этом деле». 

«Даже в выполнении рутинной работы я стараюсь найти то, что вызывает мой интерес». Никогда нельзя  отзываться плохо о друзьях вашего ребёнка. Это подорвет его доверие и к вам, и к собственным друзьям. Если родитель всё-таки уверен, что компания плохая, ему нужно об этом  говорить в комфортной обстановке. Узнать, чем эти люди привлекают вашего ребенка, попытаться найти альтернативу. Необходимо помнить,  что запрет без всякого разбирательства – самый плохой вариант.

Сегодня перед педагогами ставится задача создать эффективную систему выявления одаренных детей, так как они являются уникальным ресурсом регионов. Помимо образовательных функций, школа должна стать центром творчества, спорта, здоровья, организации свободного времени не только детей, но и взрослых.  Сегодня обществу необходим класс креативный, то есть созидающий, ведь ценится не только знание, а прежде всего способность действовать. Качество образования нужно рассматривать как вопрос выживания.

Когда я вышла из кабинета русского языка и литературы, в коридоре столкнулась с кандидатом педагогических наук, заместителем директора по информатизации Заирой Умаровной Алиевой, которая, узнав о цели моего визита,  сказала:  «Вы не прогадали, что познакомились с такой замечательной, грамотной, ответственной, творческой  личностью, как  Зиярат  Хабирахманова. Она моя бывшая учительница, сумевшая мне передать свою любовь к педагогической деятельности, ставшая  моей настоящей наставницей. Благодаря ей  я полюбила не только литературу, но и научилась понимать  детей. Одним словом, Алиева — человек на месте». 

Оцените статью
Официальный сайт Администрации МР "Кизилюртовский район"