«Даже так?» — опешила я.
«Именно так!»
Одна из родительниц Зарипат Омарова уточнила: « Для Халун Багавдиновны в работе с детьми- это дисциплина. Она уверена, что именно дисциплина помогает в достижении любой цели. Пропустил что-то и не жди победы. А позитивная дисциплина, основанная на сотрудничестве, уважении, понимании своей ответственности за порученное дело – делает жизнь – полноценной и счастливой».
Откуда это понимание у Халун Багавдиновны? Всё начинается с детства. Отец Багавдин Магомедович всю свою сознательную жизнь проработал учителем начальных классов и мама Умасалимат Усмановна трудилась в школе лаборантом. Халун в семье была старшей и воспитывала братишек, как истинная учительница. И подключала даже соседских малышей. Особенно ей нравилось ставить им оценки. Порой доходило до слёз, многие считали её слишком строгой учительницей, и не соглашались с её оценками. Родители уговаривали Халун поступить в медицинское училище, но она настояла на своём и твёрдо решила пойти по родительским стопам. И она поступила в Хасавюртовское педагогическое училище, где ей очень нравилось учиться. Жила она у дяди, старалась и родных радовать своими прекрасными знаниями. Больше всего ей запомнился преподаватель педагогики Зияудин Атаевич, очень строгий и грамотный.
После окончания училища Халун Багавдиновна начала преподавать в Зубутли-Миатлинской школе и поступила в Махачкалинский педагогический вуз на заочное отделение.
В школе её наставником была Патимат Магомедовна Сайпудинова – ровная, спокойная, мудрая и грамотная учительница. Молодой учительнице поручили вести уроки во втором классе. К урокам она готовилась тщательно и с выдумкой. Сразу нашла общий язык с родителями и просила их принимать активное участие в воспитательном процессе. И работа закипела: конкурсы, олимпиады, соревнования, поездки, экскурсии…Халун Султанова старается не загружать родителей школьными проблемами, лишний раз не нервировать, не жалуется им на детей, потому что решает все детские конфликты в стенах школы. Так сказать, не выносит сор из избы. К примеру, подрались мальчишки, сама отдельно всё до тонкости выясняет причину драки, проводит беседу, разъясняет последствия, одним словом, гасит конфликт в самом зародыше. Если ребёнок не выучил урок, выясняет причину, но не спешит с руганью и не ставит двойку. Даёт шанс исправиться.
Когда ученик неосознанно называет её по аварски «баба», Халун Багавдиновна спокойно отвечает, что именно так оно и есть, в школе она выполняет роль матери, роль близкого и родного человека, поэтому часто детей ласкает и гладит по спине и голове.
Да и дома со своими тремя детьми она ведёт себя мудро и спокойно. Салимат – дочь решила пойти по её стопам, собирается в педагогический вуз.
На вопрос: что ждёт педагогику в будущем, Халун Султанова тревожно ответила: «Почему раньше в советской школе требовали повторять за учителем? То есть пассивно услышал, активно повторил. Диктант что даёт? Услышал и написал. Что даёт изложение? Пассивно глазами прочитал, проявил активность — написал. Это методически очень чётко было распределено по учебному процессу. Сейчас не надо ничего писать, галочку поставил в тестах, не надо ни о чём думать, так как ученику предлагают варианты, даже порой ручку брать не надо, пальчиком ткнул в гаджет, планшет. Многие умные и дальновидные люди говорят, что мы накануне того, что буквально через несколько лет в активную жизнь выйдет поколение людей с абсолютно подавленной личностью, поколение идеальных потребителей, но только не строителей. Это новое поколение будет зависеть от того, что любая экономическая платформа будет ему предлагать, и в то же время контролировать его расходы и доходы».