Есть люди, знакомство с которыми наполняют твою душу ярким светом, мудростью, оптимизмом и позитивом к жизни. Именно такой является заместитель директора по воспитательной части Нечаевской СОШ № 2 Жавгарат Магомедовна Магомедова. Как сама смеется Жавгарат Магомедовна: «Я уже тридцать лет ругаю детей! И чем больше ругаю, тем больше меня понимают и любят хулиганистые школьники. Мало того, приходят в школу и говорят: «Спасибо. Вы нас ругали за дело, мало ругали, надо было бы покруче и сильнее…».
На вопрос, верно ли суждение о том, что троечники во многом оказываются в жизни успешными, а большинство отличников во взрослой жизни боятся неудач, поэтому не рискуют, они берутся только за те дела, в которых не сомневаются в успехе, Жавгарат Магомедовна ответила несогласием. Она очень уважает и ценит тех учеников, которые оставили и оставляют свой положительный след в школе. Она сама из числа отличниц и, привыкшая трудиться, очень даже прекрасно понимает отличников. Гордится ими, радуется их успехам, которых они достигают в дальнейшей жизни.
За глаза Жавгарат Магомедовну учащиеся называют торпедо, Фигаро тут, Фигаро там. Вездесущая и проворная. Она про всех всё знает.
А началось это с детства. Джавгарат училась в пятом классе и полюбила учительницу по истории Айшат Алимагомедовну, которая очень интересно и доступно объясняла исторические факты и ученикам казалось, будто они сами становятся участниками тех событий. Вот тогда Жавгарат и решила стать историком и поступила в университет.
Окончив его, пришла в школу, и на её уроки часто приходил коллега Омар Исмаилович Омаров, тоже историк по профессии. Его советы былиочень нужны молодой учительнице. А директор школы Хайбула Магомедович Гитиномагомедов приглядывался к ней недолго, он ей предложил должность заместителя директора по воспитательной работе. Магомедова была в недоумении: как же так, рядом столько молодых опытных учителей, а она так сказать без году неделя в школе, а ей оказана такая высокая честь.
Она сомневалась: а вдруг не получится? Не только школьное руководство, но и муж, который также трудился в школе тренером, и коллеги в один голос утверждали, что она родилась активисткой и командиршей, и ей эта должность по плечу.
Так и повелось, что все её начинания коллектив поддерживает и понимает с полуслова. Она прекрасно знает, что быть неповторимой личностью – это зависит в большей мере от самого человека. И она стремиться к тому, чтобы не быть серой, незаметной…
И к детям она относится с уважением и пониманием. Жавгарат Магомедовна ссылается на слова, сказанные педагогом Василием Сухомлинским: «… Не должно быть детей незаметных, безвестных пылинок. Каждый должен сверкать, как сверкают на небе миллиарды звёзд»…
Не зря ведь говорится, что все в мире зеркально, все возвращается: добро и зло, ненависть и любовь. Она умеет любить, и быть благодарной. Тем же ей отвечают дети. Её ученики многое о ней знают. Знают, что она педантична, любит во всем порядок и все начатые дела доводит до логического конца.
А ещё Жавгарат Магомедовна печалится по поводу того, что нынешняя молодёжь не собирается сохранить родной язык. Разве не всем ясно, что у человека, владеющего двумя языками – два ума. Тремя языками – три ума. Культура родного края – это немаловажно в воспитании молодежи. Разве в словаре не написано, что культура от слова культивировать. Необходимо культивировать не только землю, а в первую очередь детские души. Сеять в них любовь к малой Родине, доброту в сердце, патриотизм..
На своих уроках она старается в первую очередь научить своих учеников внимательно и трепетно относиться к своему краю, своей семье.
Она спрашивает у детей, делятся ли они с родителями своими секретами и тайнами? Как проводят совместные вечера и выходные?
Магомедова прекрасно знает многих родителей, без которых их чада не садятся делать уроки. Вроде бы никакой самостоятельности. Но ведьдетям нужны зрители. Некоторые родители делают домашнее задание за детей.Конечно, это облегчает его жизнь. Это поднимает его тонус. Родительская помощь по-разному сказывается на школьной успеваемости детей. Что-то сделать для ребёнка: проект написать, анализ произведения, сочинение, смастерить игрушку – это лучший из путей – сама готовность родителей присутствовать в решении проблем – ребёнка очень поддерживает. Все говорят: он должен всё делать сам. Это было бы, конечно, хорошо, но нужно показать способ как этого достигнуть. Всё равно он у кого-то спишет, но лучше пусть он у родителя спишет.
Желательно вместе с ребёнком договариваться о желаемом результате. Сказать, что вы доверяете ему и уверены, что он сможет справиться с этой задачей самостоятельно.
Важно, чтобы ребёнок понимал, что родитель доверяет ему и готов с ним договариваться. Постепенно он научится справляться с возложенной на него ответственностью, и даже если поначалу он будет справляться с задачей не полностью, обратить его внимание на то, чего он уже смог достичь. Так же я воспитывала и своих детей.
Когда ребенка воспитываешь в любви и терпении, он, впитавший нежность и любовь, уже сам несет к людям такие же прекрасные чувства и непременно становится счастливым. От счастливых и любящих родителей рождается такое же счастливое и любимое поколение. Как аукнется, так и откликнется.
Если учитель сам несчастлив, чувствует себя загнанной лошадью, он никогда не сумеет научить своих учеников быть счастливыми.
Самое важное в воспитании — это не навредить, не сделать больно маленькому человеку.
Вера Львова,
председатель Союза детских писателей России