У хорошего учителя – прекрасные ученики. Эта фраза постоянно приходила мне на ум, пока я общалась с улыбчивой учительницей Зубутли-Миатлинской школы Патимат Магомедовной Мухудадаевой, проработавшей в образовании 47 лет.
А всё началось с того, что ученики 3а класса меня порадовали своими творческими способностями. Они участвовали в различных литературных конкурсах и многие из них оказались в числе победителей.
Заместитель директора Муху Гусейнов с большой теплотой отозвался о Патимат Магомедовне:
— У неё дар находить в детях способности и развивать их. Каждый её урок запоминается учащимся и оставляет в их душах добрый след. Патимат Магомедовна всегда работает творчески и своим ученикам прививает высокую мотивацию к учению, чтению хорошей литературы.
Разговор с Мухудадаевой состоялся в классе до начала второй смены, поэтому получился обрывистым.
— Патимат Магомедовна, расскажите немного о себе, почему Вы выбрали учительскую профессию?
— Родилась я в Казбековском районе, в селении Зубутли. Мама умерла, когда мне исполнилось всего три годика. Я с братом жила у бабушки, у отца появилась другая семья, но мы все жили дружно.
Когда я пошла учиться в школу, к нам приехала молодая и очень красивая учительница Халун Магомедовна. Она была настолько красива и модно одета, что я стала её воспринимать как ангела, сошедшего с небес. Я так её полюбила, что начала во всём ей подражать и твёрдо решила стать учительницей. После окончания школы поступила учиться в Хасавюртовское педагогическое училище. Отец моё решение стать педагогом поддержал. И брат тоже окончил педагогический вуз и вскоре стал директором школы.
Я вышла замуж за врача Мухудаду Абдулбасыровича, которого в 1983 году перевели в Зубутли-Миатли, так как он был родом из Кизилюртовского района. Как говорится: где родился, там и пригодился.
Здесь меня встретили тепло, я активно включилась в школьную жизнь, так как занималась в школе и училище художественной самодеятельностью. До сих пор, несмотря на свой возраст, с детьми и пою, и танцую, и рисую, и играю в разные игры.
Наша беседа переключилась на то, что нынешнее поколение не очень любит читать книги.
Патимат Магомедовна полностью согласна с мнением поэта Андрея Дементьева, что литература и культура должны давать прибыль духовную, так как именно в этом их назначения. Она считает, что литература учит прислушиваться к душе ребёнка. Чтение помогает человеку выразить себя, развивает память, делает человека интеллигентным и развитым.
— Патимат Магомедовна, Ваши ученики отличаются толерантностью, любознательностью, креативностью, как Вы этого добиваетесь?
— Это зависит от взрослых, а в школе, в первую очередь, от учителя. Ведь именно воспитатель в детском саду, учителя в школах задают тон отношений в классе. Если учитель считает, что в классе учащиеся должны общаться уважительно друг с другом, то дети это сразу применяют к себе.
Одного и того же ребёнка в одной школе могут невзлюбить, а в другой – полюбить. Всё зависит от учителя, как он урегулирует создавшуюся ситуацию в своём классе среди учеников. Еще Зигмунд Фрейд писал, что душевная жизнь взрослого определяется психическими травмами, полученными в детстве. А обычно эти травмы возникают от столкновения потребностей ребёнка с навязанными обществом нормами.
В человеческую натуру заложена норма — это жажда быть правильно оцененным. Каждый человек, не говоря уже о ребенке, нуждается в похвале, в высокой оценке. Ребенок, который чувствует себя важным и значимым, окажется не в одиночестве, а напротив, в окружении друзей, единомышленников. Он станет человеком без комплексов, и перед ним свободно откроются все двери.
— Вы сказали о роли родителя в воспитании ребёнка, кого из родителей вы могли бы привести как пример для подражания?
— Очень благодарна за прекрасное воспитание своих детей семьям: Абдулахитовых, Шахвалиевых, Эмендадаевых, Магомаевых, Омаровых.
Когда родители прислушиваются к советам опытных учителей и внимательно следят за каждым шагом своих детей, то всегда получаются прекрасные результаты.
— Патимат Магомедовна, сколько ребёнку не повторяй, чтобы он любил Родину, он не станет любить её больше или меньше. Патриотизм невозможно измерить в процентах. Как добиться того, чтобы ребенок хотя бы уважительно отзывался о своей стране?
— Если ученику создать творческие условия, он быстро сделается патриотом своей страны. Я очень часто в беседе с родителями своих учеников повторяю одну фразу: «Воспитывают не слова, а поступки». Если ученику показать личным примером своё уважительное отношение к Родине, вовлечь его в практическую деятельность, помогающую на деле прочувствовать то, что он — пусть и маленькая, но очень важная часть его страны, то и он сам быстро сделается патриотом своей Родины. Я думаю, что патриотизм в ребенке начинается с малого: уважения к самому себе, а затем и к остальным людям. К сожалению, советской историей перестают гордиться. Дети и их молодые родители забывают, как дорого досталась победа и то завоеванное счастье, которым мы сейчас пользуемся.
Автор – Вера Львова