ТРУДНЫЕ ДЕТИ – ЭТО ПРОВЕРКА НА ЛЮБОВЬ

Версия для печати

Вера ЛЬВОВА

Фото автора

Побывать на уроках Умайнат  Нурислановны  Дарбишевой меня попросила  родительница ученика второго класса  Али Омарова, которая с глубоким уважением отозвалась об учительнице.

Дело в том, что Али относится к очень активным и любознательным детям. Ему надо сразу и всё знать, поэтому к нему нужен особый  подход, а Умайнат Нурислановна сумела подобрать ключик к своему неординарному ученику. И не только к нему,  её воспитанники очень активно участвуют в разных олимпиадах и викторинах.

К сожалению, в Зубутли-Миатлинской школе, где Дарбишева учит и воспитывает детишек, приходится время «трамбовать»: не успел прозвенеть звонок, означающий конец первой смены, как тут же махонькие классы заполняются школьниками второй смены.

И внеклассные занятия приходится проводить в коридоре.

Школа на скорую руку была построена  после известных в Дагестане землетрясений — 14  мая 1970 года.  С тех пор строительство нового учебного заведения откладывают из года в год.

Хотя в этом есть и свои плюсы. В школе, как в «коммуналке», все про всех всё знают, как говорится, в тесноте, да не в обиде. К примеру, конкурс чтецов мы проводили в учительской, она же – кабинет заместителя директора по начальным классам  Муху Гусейнова. И членов жюри в кабинете набралось с добрый десяток.

Юные чтецы учительницы Дарбишевой показали себя первоклассными декламаторами.

И мой детский фильм о ложной дружбе они анализировали со знанием дела, как истинные знатоки кино.

Об Умайнат Нурислановне мне рассказала родительница Зарипат Омарова.

Тридцать пять лет назад  Умайнат окончила Хасавюртовское педагогическое училище. Первый урок, как первая любовь, запомнилась на всю жизнь. Волновалась, нервничала, но всё прошло без сучка и задоринки. Старшие коллеги оценили её урок на пять с плюсом.

 С большой теплотой Дарбишева вспоминает свою добрую наставницу Халун Беркихановну, которая внушала ей, что «принудительная методика» — это не ключ к успеху. Большинство родителей хотят, чтобы ребенок хорошо учился и требует от него невозможного, заставляют его много читать и писать. Ребенок находится в постоянном стрессе. Плохая оценка или неудача вызывает  у него  психологическую травму. Он настраивается на  плохое отношение в школе или на ругань дома. Необходимо, чтобы ребенок сам захотел хорошо учиться. Если он заинтересуется учёбой, ему сразу станет интересно тянуться к новым знаниям. Если же желания и мотивации у него не появятся, все усилия педагогов и родителей напрасны. 

Надо точно знать, что нежелание учиться у школьника может быть связано с низким познавательным развитием ребенка. В таком случае любые внешние рекомендации будут малоэффективны. Для устранения  причины школьных трудностей необходима  консультация специалиста, способного провести соответствующую диагностику, определяющую спектр имеющихся трудностей и положительную стратегию поддержки. 

Хотя вполне возможно, что под «психическими расстройствами» подразумевается «педагогическая запущенность» и разные варианты «школьной дезадаптации». Это достаточно часто встречающиеся расстройства, которые компенсируются или усилиями  хороших психологов, или проходят с возрастом.   Надо знать, что психические нарушения различной степени тяжести у детей и подростков чаще всего встречается в тех семьях, в которых отсутствует любовь и уважение друг к другу.

К каждому ребенку нужен свой индивидуальный подход. Учитель должен запастись терпением, любовью к нему, уделять ему больше времени, заинтересовывать окружающим миром, разговаривать с ним обо всем, относиться к нему, как к равному, но в то же время оставаться авторитетом и примером в его глазах.

Самое важное то, что ребёнок не должен зацикливаться  на оценках. В нашей стране, к сожалению, нездоровое отношение к детской успеваемости. К примеру, в Европе и Америке на родительских собраниях разговаривают в первую очередь о психологии ребенка и его личных качествах, только к концу иногда переходят к отметкам.

Поэтому Умайнат Дарбишева  старается с родителями чаще говорить о положительных сторонах своих учеников. Призывает их  интересоваться не столько школьными оценками, а, прежде всего,  отношениями ребёнка с его одноклассниками. Подхваливать, если школьные результаты ребёнка вызывают чувство гордости и уважения. 

Сама Умайнат Нурислановна всегда старается установить с ребенком дружеский контакт. Говорит с ним серьезным тоном, без нравоучений. Её спокойный и невозмутимый вид приносит свои добрые плоды. Кричащих и  истеричных учителей  дети воспринимают как неуверенных в себе. Ученик привыкает к его эмоциональным реакциям, и сам начинает ими пользоваться, так сказать, копирует учителя. А доверительные беседы и разговоры несомненно сближают их и ребёнок чувствует себя в школе в своей тарелке.

 Чтобы ученик уважал своего учителя, нужно, прежде всего учителю относиться уважительно к своему воспитаннику.

Для детей очень важна личная территория — иначе они вырастают невротиками.

В Зубутли-Миатлинской школе к детям относятся с должным вниманием и пониманием, поэтому они взрослым отвечают взаимностью. Когда я уезжала из селения, меня провожала почти вся школа. Да хранит их всех Всевышний!

Оцените статью
Официальный сайт Администрации МР "Кизилюртовский район"