В России создается единая система оценки качества образования, включающая ЕГЭ, ГИА-9, НИКО, ВПР и исследование профессиональных компетенций педагогов, сообщила «Учительская газета».
На днях глава Рособрнадзора Сергей Кравцов представил формирующуюся в России единую систему оценки качества образования (ЕСОКО). 25 октября руководитель выступил с этой темой на заседании Коллегии Минобрнауки РФ.
По словам Сергея Кравцова, система будет базироваться на пяти основных принципах: 1. оценка является составной частью учебного процесса; 2. оценка должна быть объективной; 3. нужно оценивать то, чему мы учим (формируется ядро содержания образования); 4. формат оценивания влияет на содержание обучения (отсюда — уход от тестовой части ЕГЭ); 5. результаты оценивания должны использоваться корректно.На днях глава Рособрнадзора Сергей Кравцов представил формирующуюся в России единую систему оценки качества образования (ЕСОКО). 25 октября руководитель выступил с этой темой на заседании Коллегии Минобрнауки РФ.
Международные исследования
ЕСОКО состоит из нескольких подсистем. Первая из них касается участия России в международных исследованиях. В частности, программа PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) позволяет сравнить уровень и качество чтения и понимания текста учащимися 4-х классов. В ней, по словам Сергея Кравцова, Россия показывает хорошие результаты, что говорит о высоком качестве образования в начальной школе. В исследовании TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study), проверяющем качество математического и естественно-научного образования в 4, 8 и 11 классах, наша страна также входит в число лучших. Однако проблемы наблюдаются в еще одном авторитетном международном исследовании — PISA (Programme for International Student Assessment). Оно предполагает мониторинг качества образования в школе и проводится среди 15-летних учащихся по четырём основным направлениям: грамотность чтения, математическая, естественно-научная и компьютерная грамотность. Так, по результатам PISA-2012 российские школьники показали результаты ниже среднего.
Однако, надежда есть: весной этого года все школы Москвы добровольно приняли участие в исследовании PISA, и их результаты оказались одними из лучших в мире. По мнению Сергея Кравцова, это произошло не из-за «определенного финансирования».
«В Москве есть объективное оценивание школьников по итогам каждого года, есть объективная аттестация учителей и назначение директоров не по принципу «хороший человек». Каждый директор московской школы проходит соответствующий отбор, оценивание, защиту. Эти факторы очень сильно влияют на качество образования», — подчеркнул глава ведомства.
Итоговая аттестация
Следующий элемент ЕСОКО — это итоговая аттестация: единый государственный экзамен и ГИА в 9 классах. При этом ЕГЭ Сергей Кравцов называет ключевым, но не главным элементом системы. «Это завершение обучения. Главное — это основная школа. Там, как мы видим в результате наших исследований, сосредоточены основные проблемы», — отметил глава Рособрнадзора, добавив, что невнимание к основной школе порождает проблемы, которые углубляются потом на итоговых аттестациях.
Итак, из ЕГЭ уходит тестовая часть с выбором ответов почти по всем предметам. Разрабатывается модель устной части экзамена по русскому языку. Уже есть новая модель экзамена по литературе, предполагающая отказ от кратких ответов. Планируется, что ЕГЭ по литературе будет состоять только из заданий, требующих развернутых ответов. Создается модель сдачи информатики на компьютерах.
«Можно обсуждать совершенствование экзаменационных заданий. Мы готовы учитывать конструктивные предложения в своей работе», — добавил Сергей Кравцов.
Но если в ЕГЭ, по мнению чиновников, уровень объективности приближается к максимуму, то по остальным испытаниям остаются вопросы. Так, не все в порядке с объективностью оценивания итогового сочинения: «У нас есть случаи, когда сочинение пишется отлично, а потом на ЕГЭ по русскому языку выявляются проблемы», — констатировал глава федеральной службы. Кроме того, есть проблемы и с объективностью оценки ГИА-9. Это в свою очередь, создает «напряженность» в 11-м классе, когда ученик, получивший несоответствующую оценку, переходит в старшую школу, где затем сталкивается «с объективным экзаменом».
Для повышения качества образования Рособрнадзор увеличивает количество предметов по выбору в ГИА-9. «Не надо бояться тех или иных результатов. Они же объективные, — призвал Сергей Кравцов. — Нужно с ними работать. Если мы не знаем объективной ситуации, мы не понимаем, как и над чем работать».
Национальное исследование качества образования (НИКО)
НИКО — это аналогичные международным исследованиям срезы знаний. В России, в частности, уже состоялись НИКО в 4, 5, 6-х классах, которые показали проблемные зоны по основной школе.
«У нас есть определенная тенденция к снижению качества образования от 4 к 6 классам. В основной школе мотивация детей начинает снижаться, у них появляются другие интересы. И если нет объективной внешней оценки… появляется педагогическая запущенность, и она очень сложно корректируется в старшей школе. Поэтому внимание нужно уделять именно 4, 5, 6 классу», — пояснил Сергей Кравцов.
Всероссийские проверочные работы (ВПР)
ВПР — это контрольные работы, которые пишут школьники по итогам года обучения. Их разрабатывают на федеральном уровне в соответствии с ФГОС, а результаты учеников заносят в информационную систему, что, по словам главы Рособрнадзора, позволяет работать с этими данными и видеть, какие проблемы с качеством знаний есть в той или иной школе.
Первые всероссийские контрольные 4-е классы писали добровольно (участвовало около 30 тысяч школьников). Теперь ВПР по русскому, математике и окружающему миру станут для них обязательными. Добровольно ВПР по русскому языку напишут в этом году 2-е и 5-е классы. Кроме того, выполнить контрольные федерального масштаба предложат и 11-классникам.
«Для того, чтобы усвоение и обучение было по всем предметам, а не только по тем, которые сдаются в ЕГЭ, — пояснил Сергей Кравцов. — У нас есть случаи, когда школы или учащиеся уделяют внимание только тем предметам, которые нужны для сдачи ЕГЭ. Это неправильно. Образование должно быть общее… Мы также анализируем результаты для того, чтобы понять, какое качество в целом полного общего образования».
Уже известно, что в контрольных работах не будет тестовых заданий.
Исследование профессиональных компетенций учителей
Предметные и методические компетенции учителей также проверят и оценят. Проверка проходит деперсонифицированно. Уже состоялись такие исследования по русскому языку, математике и истории. Оказалось, что у примерно 10-15% учителей не сформированы предметные знания.
«Как мы можем требовать качества образования, если сам учитель не решает простейшие задания по математике или не знает правил русского языка», — задался риторическим вопросом Сергей Кравцов.
По его словам, это исследование поможет сформировать задания для проведения объективной аттестации учителей и впоследствии будет способствовать решению имеющихся проблем. По итогам такой аттестации учителей будут направлять на курсы повышения квалификации для оказания «соответствующей методической помощи».
В итоге — инспекция
Таким образом, предполагается, что все перечисленные элементы будут работать в единой системе. Результаты же этого оценивания должны использоваться институтами повышения квалификации и методическими кабинетами.
«Важнейшим элементом остается инспекция в системе школьного образования, — подчеркнул Сергей Кравцов. — Инспекция должна работать не с теми школами, которые показывают объективно хорошие результаты, а с теми, которые показывают низкие либо необъективные. С необъективными результатами нужно разбираться, с низкими инспекция должна работать, формируя программу методической поддержки, помощи данной школе. То есть она должна носить не карательный, а развивающий характер».
При этом, как считают в Рособрнадзоре, к инспекции должны подключаться лучшие директора и учителя, которые на практике показывают хорошие результаты — дабы помочь слабой школе в преодолении трудностей. А уж если школа не будет эти рекомендации выполнять, ее ждут административные меры.
«При этом ИПК также должны помогать школе в реализации методических рекомендаций, которые подготовила инспекция. Вот тогда у нас будет все в единой системе, тогда мы будем понимать, какую необходимо оказать методическую поддержку конкретной школе, конкретному ученику», — подытожил глава Рособрнадзора Сергей Кравцов.