Учитель работает над самой ответственной задачей – он формирует человека. А как? Необходимо, прежде всего, воспитывать в детях желание любить. Давно доказано, что создаёт человека только воспитание. Только воспитание имеет приоритет над образованием.
Книга и жизнь, жизнь и книга – вот полный разворот урока на уровне современного и своевременного. Проводить уроки, где не только воспитываются, но и перековываются характеры, — почти то же, что писать музыку, стихи и возводить памятники.
Оказавшись на юбилее Новочиркейской школы № 1, писатель Вера Львова была приятно удивлена, увидев, как старшеклассники под руководством учителя аварского языка Мадинат Дадаевны Хайрулаевой показали зрителям спектакль «Горянка» Расула Гамзатова.
«Сама учительница исполнила роль матери настолько артистично, что вызвала бурю аплодисментов. После торжеств я встретилась с Мадинат Дадаевной и мы с ней поговорили о школьных делах», — сообщила Вера Ивановна.
«Литература учит прислушаться к душе ребёнка. И театр. Лицедейство – великий вид искусства. Мир театра помогает человеку выразить себя, развивает речь и память, он — продолжение литературы, – воодушевленно заговорила Мадинат Дадаевна. – Это всегда интересно. Особенно для подрастающего поколения. И не только изучение литературы и участие в театральных постановках развивает детей, но и участие в проектных работах».
Сама Мадинат Хайрулаева постоянно принимает участие во всех конкурсах, касающихся знания аварского языка. Так в прошлом году в республиканском конкурсе «Лучший учитель родного языка», в номинации «Аварский язык», она заняла второе место и, теперь, выступая на семинарах, призывает учителей быть активными, участвовать в творческих конкурсах, так как это дает дополнительный опыт в работе. А что касается учеников, то они тоже радуют её своими успехами. Они защищают исследовательские работы по двум направлениям: «Культурное наследие» и «Богатство края». К примеру, Муртазали Джамалутдинов недавно очень порадовал членов жюри своим выступлением на тему «Ученый-арабист и талантливый просветитель Исмаил из Чиркея».
Селение Чиркей всегда славилось выдающимися мусульманскими учеными-арабистами, известными не только в Дагестане, но и далеко за его пределами. В конце XIX и в начале XX века их было здесь более тридцати, среди которых такие корифеи исламской науки, как Таймасхан-кади, Амирхан-хаджияв, Дибир Исахаджияв, Хамзат-хаджияв, Тагир-хаджияв, Рурухмайил Мухаммад, Таймасхан-хаджияв, Ахмадзиявдин.
В свое время в Чиркее учились имамы Дагестана Газимагомед, Гамзат и Шамиль. Здесь было открыто большое медресе, где получили знания дети не только Чиркея, но и соседних сел Салатавии. Выучившись в медресе, одним из крупных ученых стал чиркеец Исмаил Гасанилаев.
Мадинат Дадаевна может часами рассказывать о родном крае, о дагестанских знаменитостях. «Тот, кто любит свой родной язык, – убежденно говорит она, — он будет истинным патриотом. Моя мама молилась на родном языке, она просила Аллаха, чтобы он не допустил войны на земле, просила защиты тем, кто испытывает нужду в чём-либо или потерял жизненный ориентир. И я уверена, что её просьбы и молитвы были услышаны. И не важно, на каком языке эти молитвы были произнесены».
«Наша молодёжь, — продолжила свой рассказ учительница Хайрулаева, — охотно изучает этнографию и фольклор, музыку и судьбы композиторов, поэзию и прозу дагестанских писателей, старинные обряды и традиции.
Ведь любой человек, даже школьник, должен знать историю и особенности того края, где живёт и учится, знать творцов и хранителей культуры земли. Любить и беречь родной край, сохранять традиции, воспитывать национальное сознание – долг каждого из нас. Культурное наследие является для человечества неиссякаемым источником. Сердце наполняется радостью, когда слышишь старинные народные песни, обрядовую поэзию в исполнении учащихся, приятно видеть детей в национальной одежде, украшениях из «бабушкиного сундука». А для того, чтобы повышать нашу культуру, надо обращаться к истории культуры, ко всему культурному наследию человечества».
На вопрос: «Школьный учитель – это, прежде всего, воспитатель. Школы перегружены: работают в две смены, классы переполнены, где найти время для разговоров о нравственности?» Мадинат Дадаевна ответила: «Учитель – словесник простыми средствами, разбирая произведения великих писателей, соединит учащегося с жизнью, сдружит человека с человеком, примирит человека с самим с собой, одним словом, нравственно устроит его в сегодняшнем прекрасном и сложном мире и даже поможет перестроить его. Всё приложится к человеку, который образован душевно, эмоционально, творчески. Именно к этому стремимся и мы – учителя. Каждому из нас назначена своя миссия на земле, поэтому мы обязаны научить детей найти свой собственный путь, своё предназначение – это, конечно, созидание. Только созидание. Только Любовь. В том числе и, прежде всего, к родному краю».