Информация для молодежи Кизилюртовского района

Наступила пора  региональных предМашуков. В минувшем году двое молодых жителей Кизилюртовского района Магомедтагир Госенов, Махач Митоев были участниками  и один из них стал победителем Форума «Машук – 20015», получив грант для реализации представленного проекта.

Как сообщили в отделе культуры, физкультуры и спорта, молодежной политики и туризма администрации района, в  2016 году меняется механизм отбора участников на Форум «Машук – 20016».

«Каждый участник в обязательном порядке должен пройти обучение в Республиканской школе проектирования «DagestanProject» и получить сертификат, подтверждающий уровень знаний в области социального проектирования», — подчеркнули в отделе. (Вся информация подробно описана ниже).

Приложение 1

Программа проведения региональных Предмашуков

Приложение 2

График проведения семинаров по основам проектного мышления на Предмашуках

График проведения экспертизы проектов на Предмашуках

График проведения итогового Предмашука

                                                                                                                Приложение 3

Поэтапный план отбора участников дагестанской молодежи на     Северо-Кавказский Молодежный Форум

 

 

 

                                                                                                                                                

                                                                                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                Приложение4

 

Критерии оценки проекта

1. Актуальность для молодежи

(Описание ситуации, постановка проблемы, которую решает проект, востребованность и своевременность проекта для молодежи)

2. Соответствие Стратегии СКФО

(Соответствие социально-экономическим приоритетам, определенным Стратегией социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года)

1. Партнерство

(Партнерство с органами государственной власти и местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями в реализации проекта)

2. Численность вовлечения

(Значительная численность молодежи, вовлеченной в реализацию проекта)

ТЕХНОЛОГИЧНОСТЬ

1. Инновационность

(технологичность и уникальность реализуемых в рамках проекта мероприятий)

2. Перспективность

(дальнейшее развитие после завершения проекта, долгосрочный эффект проекта)

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

1. Достижимость результатов

(Достижимость ожидаемых результатов проекта)

2. Эффективность

(Оптимальность финансирования и соответствие бюджета эффекту от реализации проекта)

КОМПЕТЕНТНОСТЬ

1. Опыт работы

(Наличие у заявителя опыта работы по реализации аналогичных проектов в соответствующей сфере деятельности)

2. Мультипликативность

(Возможность распространения опыта по реализации аналогичных проектов в других регионах)

 

Приложение 5

Типичные ошибки социального проектирования

 Приложение 6

 

Паспорт проекта

                                                                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Описание проекта

 

1. Краткая аннотация

(не более 0,3 страницы)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Описание проблемы, решению/снижению остроты которой посвящен проект

 

Актуальность проекта для молодежи

 

Соответствие проекта Стратегии социально-экономического развития СКФО до 2025 года

 

(не более 1 страницы)

Для бизнес-проекта вместо описания проблемы указывается описание потребности в данном продукте/услуге, результаты маркетинговых исследований и иное

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Основные целевые группы, на которые направлен проект

 

4. Основная цель проекта

 

 

 

5. Задачи проекта

 

 

 

 

 

 

 

6. Методы реализации проекта

(описание методов реализации проекта, ведущих к решению поставленных задач)

Описание метода

 

 

 

 

 

 

 

 

 

_______________

Описание метода

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Описание метода

 

 

 

 

 

7. Календарный план реализации проекта

(последовательное перечисление основных мероприятий проекта с приведением количественных показателей и периодов их осуществления)

Заключительный :

IIIЭтап

8. Ожидаемые результаты

(Описание позитивных изменений, которые произойдут в результате реализации проекта по его завершению и в долгосрочной перспективе)

Количественные показатели

(указать подробно количественные результаты, включая численность вовлечения молодежи в мероприятия проекта)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Качественные показатели

(указать подробно качественные изменения)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Методы оценки

(описание методов оценки ожидаемых результатов, системы мониторинга и контроля результатов)

10. Опыт работы

(укажите Ваш опыт  работы по реализации аналогичных проектов в соответствующей сфере деятельности)

11. Резюме основных исполнителей проекта

(Описание функциональных обязанностей и опыта работы основных исполнителей проекта )

Руководитель проекта

 

 

 

 

 

 

 

Координатор проекта

 

 

 

 

 

 

___________________

 

 

 

 

 

12. Партнерство

(Партнерство с органами государственной власти и местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями в реализации проекта. Также укажите наименование организаций, участвующих в финансировании проекта, а также информацию об организациях, в которых запрашивались средства на реализацию проекта)

13. Дальнейшая реализации проекта

(укажите как будет развиваться проект и источники финансирования проекта после окончания средств – если планируется, долгосрочный эффект проекта)

14. Мультипликативность

(укажите как будет (если будет) распространяться опыт по реализации проекта в других регионах)

15. Детализированная смета расходов

(подробно указываются все расходы. Включаются только статьи, на которые планируется потратить денежную часть премии)

Всего,

руб.

16. Приложения

(Список приложений: фотографии, видео, статьи в СМИ, ссылки на сообщения о проекте и т.д.)

Руководитель проекта             __________________________         ____________________

                                         подпись                                                    Фамилия И.О.

Приложение 7

Методические рекомендации к составлению социальных проектов

 

1. Понятие социального проекта

Прое́кт (от лат. projectus — брошенный вперед, выступающий, выдающийся вперёд, торчащий) — это уникальная (в отличие от операций) деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение заранее определённого результата/цели, создание определённого, уникального продукта или услуги, при заданных ограничениях по ресурсам и срокам, а также требованиям к качеству и допустимому уровню риска.

Социальный проект — это проект, направленный на достижение социально значимой цели.

Социальный проект – это решение социально значимой проблемы в чётко ограниченных временных рамках.

Из чего состоит проект?

 проблема – цель – задачи – механизм реализации (методы, методики, технологии) – этапы реализации – бюджет – ожидаемые результаты

 

Если Вы научитесь правильно использовать эту формулу,

считайте, что Вы на пути к Успеху!

Каждый этап – это логический этап (звено) в построении социального проекта. Проблема должна быть обоснована объективными данными,  представленными по итогам соответствующего исследования. Цель должна плавно вытекать из проблемы. Задачи должны отображать пошаговые действия, а их решение должно быть выражено в виде конкретных количественных и качественных результатов. Каждый метод – это способ, с помощью которого решается определённая задача. Для реализации каждого этапа требуются необходимые ресурсы. Для того чтобы определить достигнута ли  цель проекта, нужны критерии оценки итогового результата.

Теперь мы рассмотрим каждый пункт ещё более подробно.

Постановка проблемы

 

Все проекты начинаются с идеи. Если есть идея – проект уже стоит на стадии замысла.

Не стоит недооценивать данную стадию проекта, ведь от неё зависит ваш успех социального проектирования.  Лучше всего при инициации идеи отталкиваться от содержания проблемы, ведь проект обусловлен наличием проблемной ситуации в той или иной сфере.

Проблема – это разница между реально существующей ситуацией и желаемым (необходимым) состоянием в рамках этого же процесса.

При формулировании проблемы необходимо обратить внимание на то, что проблемы – это отсутствие чего-то, что-то негативное, приносящее вред, то, что требует изменения. Здесь важно продемонстрировать, что для авторов (соавторов, менеджеров) проекта понятны причины появления проблемы, для решения которой он и выполняется, но не фиксируются ими только отрицательные последствия существующей проблемы.

Изложение проблемы должно быть не простым описанием, а сжатым анализом её факторов, подтверждённым количественными и качественными показателями. Эти показатели основаны  на ранее проведённых исследованиях (необходимо использовать достоверные источники информации). Зачастую, в разделе, посвящённом анализу проблемы, авторы проектов приводят многие разнообразные статистические данные, которые, во-первых, часто не соответствуют диагностируемой проблеме, поставленной цели и сформулированным задачам, а, во-вторых, являются неточными, недостоверными, автором тенденциозно и предвзято подобранными. Здесь важно продемонстрировать корректный подход к представлению информационных данных, о чём эксперт и делает вывод в этом содержательном блоке.

При описании проблемы проекта стоит затронуть вопрос ранее принимаемых попыток решения выделенной проблемы, проанализировать их эффективность.

В любом случае, проблема, над которой вы собираетесь работать, должна быть определена настолько конкретно, насколько это возможно и из описания проблемы, у эксперта, должны быть получены ответы на следующие вопросы:

1. В чем состоит предлагаемая к решению проблема (сущность проблемы, симптомы проблемы)?

2. В какой степени она серьёзна, насколько она распространена и как долго существует?

3. Какие источники информации (статистическая и аналитическая информация) свидетельствуют о том, что проблема существует и её важно решить?

4. Какие меры по её разрешению уже предпринимались, и какова была их эффективность?

5. В чем состоят, по вашему мнению, потенциальные угрозы бездействия?

Все это позволит аргументировать необходимость осуществления вашего проекта, объяснить, почему он необходим в этот момент времени, именно в этом месте.

 

Цель проекта

 

Цель проекта – это то, что достигается посредством реализации проекта. Это может быть либо полное разрешение какой-то проблемы, что достаточно редко бывает, либо существенное снижение её остроты, которое является в дальнейшем предпосылкой её полного разрешения. Это значит, что в неё автор закладывает свою ценностную основу, определяющую и задачи, которые предстоит решить, и, что, само главное, методы, которые будут применяться автором.

При написании цели проекта рекомендуется использовать популярный в социальном проектировании SMART-тест. Название этого теста образовано первыми буквами английских слов, обозначающих следующие критерии оценки формулировки цели:

С учетом социальной направленности проектов конкурса логически последовательность критериев выглядит следующим образом:

1. Достижимость (реалистичность поставленной цели);

2. Значимость (какой социально-культурный эффект вы хотите получить?);

3. Конкретность (посредством чего будет достигнута заявленная цель?);

4. Измеримость (наличие качественных и (или) количественных измерений значимости и конкретности проекта);

5. Временные рамки (в пределах какого ограниченного времени вы планируете реализовывать свой проект?).

Соответственно цель должна отражать все вышеуказанные критерии.

Несмотря на всю сложность представленной системы критериев оценки проекта, процесс формулирования цели является простым, достаточно следовать предложенной формуле:

Цель = эффект, который предполагается получить (Для чего? Реально ли это?) + посредством чего? (варианты: на основе чего? через что?) + качественные и (или) количественные измерения вышеуказанного + в какой отрезок времени?

Целесообразно также отметить, что решение поставленной проблемы должно строиться не на основе создания какого-либо социального института, что является пассивным образом действий, а посредством его функционирования в указанном вами направлении (сфокусированность на активных действиях). Фактически цель – это уникальное ваше решение проблемы, для которого вы обладаете всеми необходимыми знаниями, опытом, ресурсами, формулируете действия по устранению негативного явления или его причин.

Все составные части проекта рассматриваются с точки зрения соответствия цели.

Задачи проекта

 

Задачи проекта – это то, как должна быть достигнута предлагаемая цель.

При формулировании задач необходимо придерживаться следующего правила: решение всех перечисленных задач должно неизбежно приводить к достижению поставленной цели.

К сожалению, часто участники формулируют задачи крайне неудовлетворительно, хотя это, пожалуй, самый ответственный этап проектирования. Именно сформулированные задачи позволяют понять эксперту стратегию реализации авторской проектной идеи. Отсюда, очень важным является вывод, на который следует обратить конкурсантам: нет корректно сформулированных задач – нет и стратегии по реализации проектной идеи, что ставит под сомнение достижимость поставленной цели.

Наиболее часто встречающиеся ошибки:

— задача как действие (проведение какого-либо мероприятия);

— задача как деятельность (часто текущего характера);

— задача как метод;

— ненаправленность на достижение цели – задача сформулирована красиво и правильно, но её решение никак не приближает автора к достижению цели;

— дублирование и излишняя детализация задач.

С точки зрения оформления текста проекта, задачи лучше формулировать и перечислять в виде списка, а не излагать и описывать в повествовательной форме. Задачи формулируются в виде утверждений о действиях, ориентированных на результат, основанных на эффективности работы и поддающихся измерению в терминах. Если в проекте перечислен ряд задач, то все они должны быть связаны между собой и являться необходимыми и достаточными для достижения цели проекта.

Признаки верного формулирования задач:

— логичное и последовательное следствие решения проблемы;

— взаимосвязь с деятельностью по проекту и направленность на решение заявленной проблемы (причинно-следственная связь);

-сформулированы чётко и конкретно, выражены не общими словами, а в количественных и качественных индикаторах, которые могут стать показателями успешности выполнения проекта;

-представляют собой конкретные промежуточные измеряемые пункты на пути реализации проекта.

Чем яснее и чётче (но не проще – это не всегда помогает) определены задачи, тем выше ваши шансы завершить проект успешно. В общем случае, сформировав для себя какой-то определённый алгоритм действий по решению представленной проблемы, и возвращаясь к формулированию задач проекта, то следует задать себе вопрос: для чего и зачем были предусмотрены вами эти действия. Данные вопросы незаменимы при постановке задач проекта, если отталкиваться от этапов (фаз) проекта, то есть от содержания действий по проекту. Другой вариант формулирования задач: их определение на основе предполагаемой автором стратегии реализации проекта, что зачастую приводит к тому, что задачи должны удовлетворять SMART-тесту, что является необычайно трудным для авторов: всё-таки не доктора наук). Выполнение такого обязательного условия не является необходимым, если отталкиваться от содержания фаз проекта.

Единого рецепта, видимо, нет, и вряд ли он предвидится: всё зависит от специфики решаемой проблемы. В любом случае, не следует поступать так, как принято в некоторых ведомствах и учреждениях России. То, что предшествует реализации проекта, выполняется формально и в спешке (задач так таковых нет), стадия разработки концепции нередко вообще не просматривается. Часто такие авторы думают, что главное ввязаться в бой, а там посмотрим. Подобная практика ведёт к непродуманной трате финансовых средств и материальных ресурсов, деморализует всю проектную команду, которая вынуждена нередко переделывать работу, не говоря уже о поломанных человеческих судьбах (ведь это социальный проект) и полностью дискредитованных методах работы, которые сами по себе могли бы являться перспективными.

Небольшая подсказка: рекомендуем авторам проектных идей при формулировании задач применять такие слова как «поддерживать», «улучшать», «усиливать», «содействовать», «координировать», «перестраивать». Более подходящие слова: «подготовить», «распределить», «увеличить», «уменьшить», «организовать», «установить порядок». Иначе говоря, лучше избегать глаголов несовершенного вида и применять глаголы совершенного вида, так как именно они демонстрируют нацеленность автора на результат, реализующийся в какой-то определённой стратегии.

Целевые группы

 

Целевая группа — это группа людей, выделенная по определённым параметрам (признакам) направленности воздействия проекта.

Желательно выделить первичную и вторичную целевые группы.

Первичную целевую группу составляют люди, на которых проект воздействует непосредственно (их ещё называют основными благополучателями).

 

Механизм (методы) реализации проекта.

 

Механизм реализации проекта – это описание того, что и как будет делаться в рамках реализации проекта.

Одноименный раздел один из самых объёмных и подробных разделов проекта.

Из описания механизма реализации проекта эксперт должен получить ответы на следующие вопросы:

1. Какова взаимосвязь между этапами (действиями) реализуемого проекта?

2. Какими методами будут решаться обозначенные выше задачи проекта?

3. Какие технологии и методики будут применяться при  реализации проекта?

4. Насколько оптимальны (адекватны) используемые эффективны используемые методы, технологии и методики, применяемые в проекте?

Метод – это способ, при помощи которого достигается цель проекта.

В проекте важны не только и не столько гениальные идеи, сколько те методы, при помощи которых будет достигаться цель проекта. Средства никогда не могут оправдать цель. Методы, которые предлагает проектировщик, — это те «дороги», которыми собирается он двигаться к намеченной цели. Никогда неправильно выбранный путь не приводит к достижению какой бы то ни было благой цели.

Этапы реализации проекта

Календарный план – это последовательное перечисление мероприятий с указанием конкретных сроков их реализации и достигаемых результатов.

Календарный план заполняется в следующей таблице:

При разработке этого раздела следует обратить внимание на следующие моменты:

— наличие плана – графика реализации проекта или поэтапного описания проекта: привязка к конкретным целевым группам, месту и времени;

— реалистичность, выполнимость плана (его насыщенность, но перенасыщенность);

— описание того, каковы виды деятельности, какие ресурсы необходимы для его проведения;

— возможность выполнения проекта в заявленные сроки.

В этой связи, хотелось бы обратить внимание, что проект не должен сводиться к организации и проведению помпезных акций: эффект от них нулевой (практически всегда), однако средства израсходованы, а эти расходы ни на что не повлияли, ничего качественно не изменили

Ожидаемые результаты

 

Ожидаемые результаты – это конкретные результаты, которые предполагается достичь в ходе реализации проекта в количественном и качественном выражении. К описанию ожидаемых результатов необходимо подходить очень серьёзно и ответственно, поскольку они являются критериями эффективности проекта.

Основные характеристики результатов:

— соответствие результатов цели, задачам проекта;

— измеримость (причём это касается не только количественных, но и качественных показателей);

— реалистичность.

Главное: перечень ожидаемых результатов обязан, если не в значительной мере, соответствовать списку поставленных конкурсантом задач.

Вместе с тем следует охарактеризовать некоторые элементы формулирования ожидаемых результатов:

— направленность не на предотвращение следствий проблем, а на устранение их причин;

— направленность действий на выработку у целевой группы способности к последующему самообеспечению;

— вовлечение представителей целевой группы в работу с ними.

 

Смета проекта

 

Важным этапом создания социального проекта является описание его сметы. Каждый этап реализации проекта требует определённых затрат денежных средств. Поэтому важно после описания методов и шагов точно просчитать, сколько будет стоить каждый метод и каждый шаг вашего проекта. Для того чтобы эксперт не задавал много вопросов, стоит после описания сметы дать комментарии к смете, т.е. пояснить на что тратится та или иная сумма.

Рекомендуется заполнить смету в следующей таблице:

Всего,

руб.

Заработная плата штатных сотрудников с учетом налоговых начислений на ФОТ по реализации проекта:

______________________________

должность, ФИО

______________________________

функционал, ФИО

Вознаграждения специалистов, с учетом налоговых начислений на ФОТ по реализации проекта:

___________________________

Должность (вид работ)

___________________________

Должность (вид работ)

Расходы на приобретение расходных материалов (включая канцелярские товары)

______________________________

Наименование

______________________________

Наименование

______________________________

Наименование

______________________________

Наименование

Приобретение оборудования

____________________________

Наименование

______________________________

Наименование

Награды, призы 

______________________________

Наименование

Издательские расходы:

______________________________

Наименование

______________________________

Наименование

Изготовление атрибутики

______________________________

Наименование

______________________________

Наименование

Расходы на связь

 ______________________________

Наименование

Транспортные расходы

______________________________

Наименование

______________________________

Наименование

Проживание, питание

_____________________________

Наименование

Аренда помещения

______________________________

наименование

В таблице представлены примерные статьи расходов. Вы можете их дополнить иными статьями или убрать ненужные статьи.

В любом случае смета социального проекта должна обладать следующими свойствами:

— обоснованностью объёмов предлагаемых затрат;

— логичностью – взаимосвязанностью с запланированными мероприятиями и иными действиями, предусмотренными по проекту;

— соразмерностью масштабу проекта;

— эффективностью (прозрачность) затрат.

В заключение хотелось заметить, что важным (необходимым) для самого конкурсанта является то, что им будет заявлено об опыте реализации социальных проектов. Кроме того, проект, как нам это представляется, должен обладать свойством его тиражируемости в других территориях (условия, при которых он может быть тиражируемым, можно конкретизировать).

 

 

Оцените статью
Официальный сайт Администрации МР "Кизилюртовский район"